Документация (сканированные копии)

На главную страницу

 На главную страницу

Использование антистрессовой пластической гимнастики на музыкальных занятиях в детском саду. Дошкольный педагог-психолог Г.П. Козлова (я/с № 1635 г .Москвы)

Из опыта работы

 Доклад

 «Использование антистрессовой пластической гимнастики на музыкальных занятиях в детском саду»

 

Дошкольный педагог-психолог Козлова Г.П.

 

           До декабря 1998г. я работала музыкальным руководителем в я/с №1635 Южного округа г. Москвы.

          Особенности этой специальности таковы, что в работе с детьми дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) применяются различные формы и методы, виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание музыкальных произведений, пение, игра на дет. Муз. Инструментах, творческие задания в музыкальных играх, танцах, пении.

         Занимаясь АПГ с 1995 г., я с этого периода начала знакомить детей старшего возраста (6-7 лет) с отдельными, наиболее доступными элементами гимнастики в музыкально-ритмической части занятия. Она, как правило, проводится вначале занятия, перед таким сложным, требующим большого сосредоточения, внимания, углубления в музыку разделом, как «Слушание музыкальных произведений и их разбор». Во-первых, нельзя не отметить, что в период знакомства и разучивания отдельных элементов АПГ дети, ввиду особенности их мышления, (а у детей этого возраста, как известно из психологии, наглядно-образное мышление), без особого труда начали повторять за мной движения, которые я показывала, надолго удерживая природные мыслеобразы. В глазах большинства из них загорался огонек любопытства и заинтересованности. На волне этих чувств дети «схватывали» даже довольно непростую геометрию этих необычных, на первый взгляд, движений. Им нравилось  погружаться в приятную, теплую воду, играть с солнечными зайчиками, рисовать радугу, рассматривать в прозрачной воде камешки на дне.

        Почти с первых занятий, когда я начала обучать элементам АПГ, отметила, что после этих движений внимание детей на протяжении всего оставшегося занятия, становилось более устойчивым, они очень плавно переключались к прослушиванию музыкального произведения, возросла умственная активность детей, поведение стало спокойнее, даже у непосед, которым раньше трудно было внимательно слушать педагога 2-3 мин. Занятия становились плодотворнее, меньше времени уходило на дисциплину. Первоначально, на этапе разучивания, движения я давала без музыки, затем, когда дети достаточно хорошо усвоили геометрию движений, начала включать фоновую тихую, приятную, тщательно подобранную музыку или просто запись шума моря или плеска волн. С музыкой дети стали заниматься АПГ с еще большим восторгом. Со временем я стала применять эти движения в конце занятия после пика физических и эмоциональных нагрузок (танцы, подвижные музыкальные игры). В этом случае польза от АПГ была очевидна: плавные, медленные движения успокаивали, умиротворяли детей, развивая и обогащая их творческое воображение, насыщая их жизнь такими прекрасными и непреходящими природными образами как вода, солнце, небо, песок, деревья. Дети начали творчески подходить к занятию -  сами предлагали внести  те или иные дополнения к схеме «жизнь на природе», благодаря чему  выстраивалась целая сюжетно-пантомимическая линия: идем по лугу, собирая цветы; увидели речку, блестящую на солнце; подбежали, сняли одежду, стали руками или ногами пробовать воду, сначала она показалась холодной, поежились, стали умываться, обливаться, постепенно входя в воду, наконец - приятно!

      Если, в силу большого объема материала, я не могла включить  на каком-либо занятии движение из АПГ, дети сами просили «поиграть с водичкой» и «поплавать». В этом случае я использовала эти движения в свободное от занятий время или на утренней гимнастике, что тоже очень нравилось детям.

Нельзя не отметить, какое положительное влияние АПГ оказала на формирование плавности, мягкости движений рук, всего корпуса, что необходимо при постановке всевозможных танцев. Движения детей становились  менее закрепощенными, более естественными и свободными.

         Кроме того, воспитатели, которые проводили занятия с детьми после моих, отмечали, насколько дети приходили в группу собранными, спокойными, дисциплинированными; последующие занятия проходили с хорошими результатами: дети лучше усваивали новый материал, сосредоточенность и активность их возросла.

          В 1998 году на основе Программы по АПГ вышедшей в 1996 году я составила программу применительно для детей старшего дошкольного  возраста  (основная моя специальность педагогика и  дошкольная  психология) С программой и моими занятиями с применением АПГ была  ознакомлена зав. лаб. Осипова в методическом кабинете тогда еще Департамента образования Южного окружного управления. С этого времени я начала  работать педагогом дополнительного образования по АПГ.

           Таким образом, АПГ мною применялась в работе с детьми в трех формах: как одна из составных частей музыкального занятия, в утренней гимнастике и самостоятельное занятие по АПГ.  В первом случае музыкальное занятие проводилось, как предусмотрено « Программой воспитателя в детском саду», два раза в неделю с детьми подготовительной группы (6-7 лет) продолжительностью 35-40 минут.  На долю АПГ выпадало 20% времени. После полного усвоения дети выполняли упражнения вводной части (разминки) и, если укладывались во время, технику перемещения.

            На утренней гимнастике использовались те же упражнения, что и на музыкальных занятиях.

             Что касается самостоятельных занятий  по АПГ, то они проводились с двумя группами детей (по отдельности): старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет). В этом случае за отведенные 35-40 минут удавалось выполнить кроме разминки, техники перемещений и упражнения суставного массажа, а также несколько упражнений на растягивание.

             В заключение хочется отметить, что, исходя из полученных результатов в ходе проведения АПГ с детьми старшего дошкольного возраста, нужно рассматривать АПГ, как новую методику в работе с детьми, которая оказывает благотворнейшее влияние на психофизическое состояние детей, протекание психических процессов организма: внимание, память, мышления, воображения.

             Внимание становится более устойчивым и продолжительным, углубляется процесс мышления, обогащается воображение, улучшается память, что необычайно важно для создания большей эффективности всего педагогического процесса в детском саду. Кроме того, чувства детей утончаются, они приучаются обращать внимание на красоту природы и проникаться к ней возвышенными эстетическими чувствами.

              В целом психика детей становится более гибкой и, вместе с тем, устойчивее к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, что  особенно важно в наше неспокойное,  наполненное стрессовыми ситуациями время.

               Из вышеописанного можно сделать вывод, насколько важно внедрение АПГ в систему обучения в дошкольных учреждениях.

          

  

24.09.99                               дошкольный педагог-психолог  Г.П.Козлова

  

 

Конспект тематического музыкального занятия

с элементами АПГ «Летом у реки» (подготовительная группа)

 

М.Р.

 

 

 

М.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Р.

 

 

 

 

 

М.Р.

 

 

 

 

 

М.Р.

 

 

 

 

М.Р.

 

 

 

 

 

М.Р.

 

 

М.Р.

 

 

М.Р.

 

 

 

М.Р.

 

 

 

М.Р.

 

 

 

 

М.Р.

 

 

 

 

 

 М.Р.

 

 

 

 

М.Р.

 

 

 

 

 

 

М.Р.

 

 

 

 

 

М.Р

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Р.

 

 

 

 

 

 

 

М.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Р.

 

 

 

 

 

М.Р.

 

 

 

 

 

 

М.Р.

Дети, сегодня теплый солнечный день, и мы отправились с вами на реку. (Ходьба «змейкой» по залу с песней «Здравствуй солнце», муз. Левкодимова, в конце распределяются свободно по залу).

Наш путь пролегает через луг с мягкой шелковистой травкой (гладят воображаемую траву). Летнее солнышко так пригрело землю и травку, что на лугу расцвели белые ромашки, синие васильки, розовые кашки. А как они чудесно пахнут!

(Дети «срывают» цветы, «нюхают» их. Затем под муз. П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» дети импровизируют танцевальные движения).

Вот и показалась речка. Вода в ней блестит и сверкает на солнце. Посмотрите, на берегу стоит мельница.

(дети выполняют упражнение для рук «мельница», муз. Т. Ломовой).

А солнце так сильно припекает, что нам стало совсем жарко!

(дети изображают это состояние: обмахивают себя рукой или платочком, вытирают воображаемый пот со лба).

Очень захотелось быстрей зайти в воду! Мы расстегиваем и снимаем сарафаны, майки шорты и кладем их на берег.

(Выполнение этих действий).

Мы не знаем, какая вода – теплая или холодная, поэтому сначала осторожно ее пробуем ногами, руками.

(Изображение захода в воду «поёживания», отдёргивания рук, ног от воображаемой воды).

Вот мы и привыкли к воде, она оказалась теплой, пронизанной солнечными лучами.

Мы зашли в воду по плечи. Представим себе, что мы сидим на подводном стуле с высокой спинкой.

Теперь, когда мы удобно сели, покачаемся в воде.

(Упражнения 1-2  АПГ, муз. Китаро «Шелковый путь 3»)

А теперь положили руки на воду и, как бы, обняли солнышко.

(Упражнение  3 АПГ «Ворот»).

Посмотрите сколько на воде солнечных зайчиков! Они словно приглашают с ними поиграть. Сейчас мы будем их ловить.

(Упражнение  4 АПГ «Каравай»).

На дне нашей речки много красивых разнообразных камешков. Нам захотелось их рассмотреть. Для этого надо «лечь на воду» с расслабленными опущенными руками

(Упражнение 7 АПГ «Наклон»).

Вдруг мы почувствовали, что наша правая нога попала в водоворот, а затем и левая.

(Упражнение 11 АПГ «Водоворот»).

А теперь мы поплаваем в теплой приятной воде в соответствии и характером и частями музыки разными стилями: «брасом», «кролем», а так же побрызгаемся и попрыгаем в воде.

(Упражнение «Поплаваем», муз. В. Золотарева.

Вышли на берег, взяли свои загрязнившиеся платочки и пополоскаем  их в воде, зайдя по колено в речку. Будем менять движения в соответствии с музыкой.

(Упражнение «Полоскать платочки», муз. «Утушка луговая», обработка Г. Ломовой)

Ребята, хотите покататься на волнах в лодке? Лодками вы будете сами. Ложитесь на живот, ноги согните в коленях и подтяните к голове, прогнитесь, руками возьмитесь за стопы. Покачаемся на воде.

(Упражнение «Покачаемся в лодке», муз. А. Петрова «Колыбельная песня»).

Колыбельная нас убаюкала. Мы вышли на берег и нам захотелось кого-нибудь покачать. Но кого? Кукол мы с собой не взяли. Придется хоть ножку покачать.

(Упражнение 22 АПГ)

После упражнения дети садятся на ковер по-турецки.

Наплавались, наигрались, пришло время отдохнуть, посидеть на берегу речки. Вы слышите, откуда-то, издалека, доносятся звуки музыки? Это звучит чарующая музыка П.И. Чайковского из знакомого вам цикла «Временна года» - июнь. Петр Ильич назвал пьесу «Баркарола». Слово это родилось в Италии и означает что-то вроде «лодочная» или «песня в лодке», потому что барка, баркетта  по–итальянски и означает лодка. Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, на речке или на море, тот знает, что это удивительно приятно. Голос твой на воде звучит как-то особенно звонко, и песня по воде разносится далеко-далеко.

Сейчас вы прослушаете эту пьесу и определите ее характер, настроение, темп и на каких инструментах она исполняется.

(Слушание в грамзаписи (или на ф-но) пьесы П.И. Чайковского «Баркарола»)

Что-то заскучало наше солнышко, пусть оно пошлет к нам свои озорные лучики.

(«Танец солнечных лучиков», муз. Ю. Слонова)

(С лентами желтого и оранжевого цвета)

Вот и закончилась наша прогулка на речку, пора возвращаться домой.

(Под музыку Майкопара «Раздумье» дети спокойно выходят из зала)