Документация (сканированные копии)

На главную страницу

 На главную страницу

 Элементы антистрессовой пластической гимнастики на уроках окружающего мира в 1-ом классе и План-конспект урока по курсу "Окружающий мир" с элементами АПГ. Педагог Ю.А. Харламова (СОШ № 748 г. Москва)

 

Средняя общеобразовательная школа

№ 748 СОУ ДО г Москвы.

 

Элементы антистрессовой пластической гимнастики на уроках окружающего мира в 1-ом классе.

                                                                                                   Педагог Харламова Ю.А.

 

В первый класс школы ребенок поступает в 6 лет. Зачастую родители стремятся отдать его еще раньше. При подготовке в школу ребенка учат читать, считать, заучивать стихи, но при этом часто забывают о том, что ребенок будет испытывать дискомфорт сидя подолгу на одном месте, отвлекаясь и уставая. К сожалению, большинство детей 6-и летнего возраста не занимаются спортом, часто болеют, много времени играют за компьютером. Как помочь такому ребенку правильно двигаться, не уставать, радоваться и справляться с нагрузками. Педагоги начальных классов обязательно включают в свои уроки физкультминутки. В первом классе на уроках окружающего мира я использую элементы. ЭПГ. Медленные плавные движения ребенку сделать сложно, так как большинство детей плохо координированы. Здесь на помощь приходит воображение. Этому способствует правильно сформированный мыслеобраз. Перед началом урока очень хорошо " поплавать". Плавно поднимая и опуская руки, воображая воду. Это очень успокаивает детей, помогает сосредоточиться. Постепенно дети привыкают к воображаемой опоре, другие упражнения им даются легче. Например "нарисуй шар". Дети пытаются показать большой шар при этом, находясь в состоянии неустойчивого равновесия, не испытывают дискомфорта (они опираются на свой шар). Очень трудно детям стоять на одной ножке. В середине урока мы часто делаем упражнение" цветок". Ребенок воображает себя цветком и прекрасно держит равновесие (ведь он колокольчик, он крепко держится на ножке). Очень хорошо дети изображают разных зверей. Здесь можно использовать показ упражнений одним ребенком, другие с удовольствием будут за ним повторять. При этом не забудем, что лиса крадется тихо, переползая невидимые препятствия. Очень полезно пройтись по воображаемому бревну держась за руки. Это все делается в классе, на обычном уроке, если включать элементы АПГ в урок физкультуры, то можно выполнять упражнения, построясь в круг, лежа, сидя и т.д. Главное, что движения АПГ детям очень нравятся, делают они их с удовольствием и без напряжения.

По моим наблюдениям в течение нескольких лет, те дети, которые занимаются АПГ, более приспособлены к нагрузкам, стрессам, различным изменениям ситуации. Они не растеряются от неожиданности, всегда примут сдержанное решение. Эти дети становятся лидерами, так как другие дети видят в них защитника – спокойного и рассудительного. АПГ надо обязательно вводить в курс школы и дошкольного учреждения.

 

 

План-конспект урока по курсу " Окружающий мир"

с элементами АПГ

Тема урока: "Вода"

Вместо орг. момента начать урок с упражнения " Плавание"

Дети, стоя около своих парт, плавно поднимают и опускают руки.

Учитель при этом тихо и распевно говорит детям: " Ваши руки всплывают и медленно тонут в воде". Во время этих упражнений дети представляют воду, успокаиваются, сосредотачиваются.

Цели и задачи урока можно сформулировать так:

1.Дать детям представление о свойствах воды.

2.Рассказать и показать (видеофильм) о водоемах.

3.Дать представление о роли воды в природе и в жизни людей.

4.Научить ценить и беречь воду.

А так же закрепить такие ассоциации, как чистота, спокойствие, устойчивость, непрерывное и плавное течение. Создание мыслеобразов, связанных с понятием" вода "

Ход  урока.

Уч.  Дети, скажите, какая бывает вода?

Если не "поплавать" в начале урока, то ответы будут однозначными – мокрая, прозрачная, безвкусная. Если же дети проделали упражнения в начале урока, то они скажут еще мягкая, приятная, плотная, спокойная и т.д.

Уч. Правильно, все это можно сказать о воде. А можем мы сказать какой формы вода?

Дети – нет.

Уч. Почему?

Дети – потому, что она жидкая.

Далее учитель просит ребенка налить воды в стакан и спрашивает детей, какой формы вода в стакане.

Дети, говорят, что вода приняла форму стакана.

Учитель выливает воду из стакана в тарелку, дети видят, что вода принимает форму тарелки и делают вывод: вода не имеет формы, а принимает форму сосуда.

Уч. Скажите, а бывает вода, которая имеет определенную форму?

Дети сначала озадачены, но, как правило, кто-нибудь  вспоминает про снег. Здесь учитель достает кубики льда и дает детям. Видите, вода бывает твердой, потому что она замерзла. Положите лед в тарелку, и в конце урока мы увидим, что станет со льдом.

А теперь вспомните, что бывает, когда кипит чайник.

Дети говорят, что из носика идет пар.

Уч. Это тоже вода. При кипении она превращается в пар.

Далее дети сами делают вывод: вода – прозрачная жидкость, при замерзании превращается в лед, при кипении – в пар.

Физкультминутка.

Дети представляют воду. Движения плавные.

"Плавание" Руки  поднимаем и опускаем.

Медленно поворачиваемся вправо, влево, держа руки " на воде"

Наклоняемся вниз, отдыхаем.

Равновесие, плавно перетекаем (переносим вес) на правую ногу, левой совершаем круговые движения, затем наоборот.

Отдыхаем " плавая"

Садимся за парты.

Уч. Скажите, где мы можем увидеть воду, много воды?

Дети: в реке, в пруду, в озере, в море.

Сейчас мы с вами посмотрим на эти водоемы, увидим животных, которые в них живут, людей, которые работают уводы, посмотрим, как воду очищают и какая опасность грозит нам при загрязнении воды.

Просмотр части фильма учебной кассеты" Мир вокруг нас"

Физкультминутка.

" Свободное плавание" Можно под музыку. Дети выполняют движения с перемещением, плавно" перетекая".

Уч. Теперь возьмите карандаши и нарисуйте рыбок, которых мы поселим в наш" водоем"

Дети рисуют, учитель прикрепляет рыбок на доску.

В конце урока дети делают вывод о значении воды, о том, что воду надо беречь.

А так же что мы представляем, когда думаем о воде? Спокойное плавное течение реки, гладь озера, спокойное море, красивых рыбок.

Дети, как правело, говорят, что надо чаще думать о воде, воображая себя на берегу.

Если останется время можно вспомнить загадки о воде.

В конце урока дети сами захотят" поплавать"

Домашнее задание. В бассейне или в ванне проверить, как вода поднимает руки, и как медленно в воде руки опускаются.

 

 

18.02.05                                                 Учитель Харламова Ю.А.