Этапы утверждения и данные апробации

Метод «Антистрессовая пластическая гимнастика» как новое перспективное направление массовой оздоровительной физкультуры аттестован в 1989 году Главным управлением физвоспитания населения Госкомспорта СССР и РРС ВДФСО профсоюзов, прошел опытно-экспериментальную проверку целесообразности использования АПГ как одной из форм массовой оздоровительной физкультуры (научный руководитель медико-биологической апробации – д-р мед. наук, проф., Р.Е. Мотылянская) на базе РВФД МЗ РСФСР. Изданы методические рекомендации и программа первого года обучения (РРС ВДФСО профсоюзов и РВФД МЗ РСФСР М. 1989). Положительные рецензии на методические рекомендации и проект программы даны ВНИИФК (замдиректора ВНИИФК П.А. Виноградов, канд.пед.наук, научный сотрудник А.Р. Якубовская) и д-ром пед.наук,проф. Д.Д. Донским (ГЦОЛИФК, кафедра биомеханики).

Достаточно убедительными являются данные эксперимента, показавшие высокую эффективность занятий АПГ, которые проводились в течение года под наблюдением специалистов Российского врачебно-физкультурного диспансера.

 

Таблица 1

Улучшение состояния здоровья у лиц, занимающихся АПГ, к концу первого года обучения (число установленных диагнозов – 334)

Диагноз

Процент улучшения

состояния

Болезни костно-суставной системы

91,0

Заболевания нервной системы

85,0

Болезни сердечно-сосудистой системы:

-         ишемическая болезнь сердца

-         гипертоническая болезнь

52,0

48,0

71,0

Болезни дыхательных путей

80,0

Болезни эндокринной системы

28,6

Болезни пищеварительного аппарата

72,7

Патология зрения

38,5

 

Выводы

1.             Пластическая гимнастика является эффективной формой оздоровительной физической культуры, особенно для астенизированных групп населения разного возраста.

2.             Пластическая гимнастика широко рекомендуется при хронических стрессовых состояниях, неврозах, реактивных неврастениях, астении, вегетодистонии гипо- и гипертонического типа, эмоциональной нестабильности, остеохондрозе (при отсутствии корешковых явлений), климактерических неврозах. Гимнастика показана при аномалии рефракции средней степени.

Временными противопоказаниями к занятиям пластической гимнастикой являются все болезни в остром периоде или в стадии обострения, инфекционные заболевания, воспалительные болезни любой локализации.

3. Благоприятное влияние пластической гимнастики обеспечивается следующими факторами:

а) снижением до минимума повреждающего воздействия хронического стресса, достигаемым с помощью суггестии, саморегуляции;

б) релаксирующим влиянием специфических упражнений пластической гимнастики, способствующих повышению чувствительности стресстормозящих и снижению чувствительности стрессреализующих механизмов;

в) замедлением прохождения сигналов, исходящих от гормонов и медиаторов;

г) воздействием на повышение порога чувствительности рецепторов, предупреждающих возникновение трофических нарушений клеточного метаболизма.

Итоги опытно-экспериментальной проверки подтвердили антистрессовый характер АПГ и отражены в научных публикациях журнала "Теория и практика физической культуры"(1989 № 3, 1991 № 5.) в статьях д-ра мед. наук, проф. Р.Е. Мотылянской (РВФД МЗ РСФСР), д-ра мед. наук Э.Я. Каплан, канд. пед. наук А.Р. Якубовской (ВНИИФК). Созданной по инициативе Госкомспорта СССР и РРС ВДФСО профсоюзов аттестационной комиссией было дано заключение, что члены авторской группы являются создателями нового перспективного направления массовой оздоровительной физкультуры и уровень их профессиональной подготовки соответствует званию тренер-преподаватель по АПГ. Утвержден Учебно-тематический план курсов подготовки инструкторов по АПГ А.В. Попкова (ВНИИФК; Главное управление физвоспитания населения Госкомспорта СССР, 1989 .).

С целью внедрения и развития АПГ, выявления возможностей метода и его пригодности для использования в масштабах страны (в различных географических, климатических, социальных и других. условиях) в Москве были созданы и работали студии "Движение" и "Алтай" Всесоюзного гуманитарного фонда им. А.С. Пушкина, которые в 1991 г. в связи, с централизацией работы по АПГ на Алтае закончили свою деятельность.

 

Метод АПГ положительно зарекомендовал себя в условиях Алтайского края. Работа велась под эгидой Комитета здравоохранения правительства Республики Алтай. За время работы авторского коллектива на Алтае Барнаульским телевидением были созданы три фильма о методе, один из них - учебный.

С сентября 1992 г. в Москве по согласованию с постоянными комиссиями Моссовета по охране здоровья и по образованию авторским коллективом велась работа с астенизированным контингентом детей Южного округа в рамках занятий "альтернативной физкультуры". Имеются положительные отзывы практиков - директоров школ гг. Горно-Алтайска, Москвы, а также Московской области. Министерство образования РФ дало рекомендательное письмо о возможности использования метода АПГ А.В. Попкова как одной из форм оздоровительной работы для астенизированного контингента детей в образовательных учреждениях России. Авторский коллектив принимал участие в плановых семинарах института повышения квалификации учителей г. Горно-Алтайска, РИПКРО в г. Раменское Московской области на базе гороно были проведены трехмесячные курсы по обучению основам АПГ преподавателей школ-интернатов, дошкольных учреждений. Совместно с Министерством образования РФ авторским коллективом ведется разработка программы оздоровительной направленности по методу АПГ для общеобразовательных учреждений.

Рассмотрев и проанализировав материалы, рабочая группа экспертного совета пришла к заключению, что антистрессовая пластическая гимнастика, как новое направление массовой оздоровительной физкультуры  прошла научную и практическую апробацию. Учитывая опыт использования метода АПГ, существующие рекомендации могут значительно расширить возможности его применения как эффективного средства борьбы с нервно-психическими перегрузками и их последствиями. Отличительной особенностью АПГ как средства массовой оздоровительной физкультуры является возможность ее использования в широком диапазоне численности и возраста занимающихся. Подтверждена целесообразность использования АПГ в качестве раздела учебной дисциплины по физической культуре. АПГ можно широко рекомендовать как эффективную форму оздоровительной физкультуры, особенно для астенизированных групп населения, подвергающихся воздействиям таких стресс-факторов, как социальная нестабильность, климатическая неустойчивость, различные виды радиации и т.д.

Исходя из своевременности и актуальности использования данного метода, рабочая группа экспертного совета считает целесообразным развитие и внедрение метода антистрессовой пластической гимнастики в масштабе страны:

-     через включение метода АПГ в один из блоков Федеральной программы по развитию физической культуры;

-     через создание Федерального центра по АПГ с целью подготовки и переподготовки кадров по АПГ, разработки и создания учебных программ для учреждений общего и профессионального образования;

-     через существующие программы повышения квалификации кадров: а) организацию и проведение Российских государственных курсов по АПГ (на базе МОГИФК, ГЦОЛИФК, МГФСО, РИПКРО и т.д.); б) проведение целевых (1-,3-,6-,12-месячных) курсов по АПГ; в) участие в плановых семинарах, курсах повышения квалификации Комитета РФ по физической культуре; г) организациию и проведение курсов со студентами институтов физкультуры.

 

(Заключение рабочей группы экспертного совета под председательством канд. филос. наук  А.В. Царика Комитета РФ по физической культуре о методе антистрессовой пластической гимнастики (автор А.В. Попков) 24.07.1993).

 

Таблица 2

Различия в путях воздействия на организм традиционных форм оздоровительной физкультуры и пластической гимнастики[1]

 

Показатели

Формы воздействия

Традиционные

Пластическая гимнастика

1. Контингенты

Практически здоровые

Астенизированные

2.Направленность воздействия

Стрессорная

Антистрессорная

3.Характер воздействия:

 

 

а) мышечная активность

С превалированием изотонического режима

Превалирование изометрического режима на фоне релаксации

б) психический статус

Повышение эмоциональной возбудимости

Снижение эмоциональной возбудимости

4. Особенности пусковых механизмов:

 

 

а) влияние на экстерорецепторы

Преимущественно тактильный, зрительный

Преимущественно слуховой

б) влияние на интерорецепторы

Повышение чувствительности

Снижение чувствительности

5. Особенности влияния на регуляторные механизмы:

 

 

а) воздействие на ЦНС

Возбуждающее кору головного мозга, лимбическую систему, ретикулярную формацию

Усиливающее тормозные процессы

б) гормональный контроль

Активация симпатоадреналовой, гипоталамо-гипофизарной системы

Активация парасимпатической системы

6. Влияние на функции органов и систем

Мобилизация потенциальных резервов кардиореспираторной системы, крови и др.

Экономизация наличных резервов и оптимизация  нейротрофических процессов на клеточном и тканевом уровнях

7. Особенности состояния внутренней среды

Значительные колебания параметров внутренней среды в связи с накоплением шлаков (молочной кислоты, мочевины, ПОЛ).

Слабые изменения параметров внутренней среды

8. Взаимоотношения максимума защиты (МЗ) и максимума отклонения (МО)

Повышение МЗ и МО

Уровень защиты адекватен нерезкому отклонению параметров внутренней среды

9. Направленность обмена веществ

Интенсификация и значительное образование продуктов обмена; процессы катаболизма сопровождаются фазой суперкомпенсации

Ускоренное восстановление без фазы суперкомпенсации

10. Сущность адаптационной перестройки

Активизация источников стрессорных факторов (АКТГ, глюкокортикоидов, катехоламинов); повышение уровня функционирования органов и систем; совершенствование нейрогуморальных механизмов регуляции гомеостаза

Нормализация напряженности функций; восстановление ослабленных защитных реакций благодаря активации естественных антистрессорных систем: ГАМК-ергической, простагландиновой, полипептидной, антиоксидантной

11. Конечный результат

Повышение работоспособности, резистентности организма, уровня возбудительных процессов

Умеренное повышение работоспособности; возрастание толерантности и психоэмоциональной устойчивости


[1] Теория и практика физической культуры – 1989. - № 3