АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА, ИЛИ ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРЕССАХ

С горечью смотрю на сына. Сутулость, другие признаки нездоровья, которые грозят развиться в болезни, если их не устранить вовремя. Так надеялась на физкультуру, но…

Скрепя сердце пишу записку. Просьба к учителю физкультуры освободить сына от занятий. Причина: плохо себя чувствует. Без подробностей и деталей. Зачем они? Все московские дети к концу учебного года чувствуют себя плохо. Тогда почему же не подзарядиться на уроке? Тем паче ребенок, хотя и без особых спортивных способностей, но мяч гоняет всегда с удовольствием. Увы, иллюзий на сей счет не осталось: лучше записка, чем стресс. От горечи, что не взял нужный рубеж, а как его одолеть, когда вдруг, без подготовки, нормы по бегу, прыжкам или метанию диска сдавать надо, да еще на оценку. От двухчасового урока (раз в неделю, зато сдвоенного) физического и нервного перенапряжения. А за этой парой следом контрольная по математике, русский. Сил-то на них уже нет. Значит, снова стресс от нерешенной задачи, неряшливого письма…

Вычитанное когда-то: «Нет ничего удивительного, если движение физическое преображается в духовное» - продолжает оставаться для меня загадкой. Где, когда и как это происходит? Кто поможет (нам уже не помогли) хотя бы нашим детям свести воедино нравственное, духовное и физическое?

Наверное, так и жила бы в неведении, коли судьба не подарила  мне знакомство с подвижниками антистрессовой пластической гимнастики.

…Спортзал одной из московских школ. Ребята разных возрастов – от солидных первоклашек до раскрепощенных восьмиклассников – образуют большой круг. В центре тренер-преподаватель М.А. ЛЕБЕДЕВА. Присоединилась и я.

Дана установка забыть про все, сосредоточиться.

- Теперь, - говорит Марина Алексеевна, - представьте, что вы в воде. Ваши движения плавно переходят одно в другое, замедленно, без рывков… Вы водоросли. Раскачиваясь, подхваченные течением, посмотрите, какие камешки лежат на дне…

Не отрываю взгляда от преподавателя. Копирую его движения. Подключила воображение – плавность и легкость пришли сами собой. Марина Алексеевна, как бы совершая некое таинство, поднимает руки, поворачивается, и все синхронно делают то же.

Удивительно, но я вписываюсь (не испытывая ни какого стеснения) в этот слаженный, работающий один на другого, ставший единым целым коллектив. Релаксация, суставной массаж, аутотренинг в движении… Два часа. Постепенно включаются в работу все суставы конечностей и позвоночника. Создает фон, настроение специально подобранная спокойная музыка.

Но как же, оказывается, нелегко двигаться медленно и плавно! Ловлю себя на мысли: «Остановись. Спешить некуда. Посмотри на детей. Как умиротворенны их лица»

- Расслабьтесь, - говорит тренер – представьте, что в вашей руке кисть и вы рисуете дерево, кусты, цветы. Поют птицы…

Закрываю глаза, вожу рукой – колышутся травинки, переплетаются, перекрещиваются на ветерке ветки, листья… Что испытывают в это время дети? Глубокий покой, нервная система отдыхает, уходит усталость…Нечто подобное чувствую и я, хотя расслабилась не полностью: анализирую. Ищу объяснение происходящему и нахожу. Конечно же, это сродни видеоэкологии. Глаз схватывает (пусть воображаемые), но так необходимые для комфортного состояния элементы. Фиксирует и посылает сигнал в головной мозг – все в порядке!

Пройдя «практический курс», с особым интересом выспрашиваю подробности.

Метод антистрессовой пластической гимнастики А.В. Попкова (АПГ) разработан авторским коллективом – энтузиастами своего дела, среди них и врачи, и учителя, и инженеры. Он основан на принципах Учения Живой Этики, которое передано нам через семью Рерихов. Плавность движения заимствована из различных восточных гимнастик, а упражнения приспособлены к нашим условиям. Во главу угла поставлено совершенствование мышления. Ведь говорить о здоровье можно только в комплексе. Здоровое мышление проявляется в здоровом же отношении к миру – доброжелательности и стремлении ее развивать, распространять на окружающих. Нельзя заставлять человека делать что-то через силу. Пользы это не принесет.

Человек будет заниматься собой только тогда, когда ему это будет приятно, комфортно. Поэтому акцент с физических нагрузок в АПГ был перенесен в область психических, связанных с воображаемыми образами отдыха, комфортности. Это тренировка, которая опирается не на грубую физическую силу и не на многократные повторения одного и того же движения, что стало нормой и одновременно бедой нашей массовой оздоровительной физкультуры. Именно поэтому удалось, избегая сложных упражнений (тело-то большинства ослаблено, детренировано, и заставить его выполнять непосильное, значит усугубить состояние), добиться поразительных результатов.

Плавные движения, когда они выполняются по определенной методике, регулируют все системы жизнеобеспечения организма, оказывают массирующее воздействие, улучшают кровообращение и питание всех органов, закрепляют правильную осанку. Кроме того, настраивают занимающихся на спокойный, доброжелательный лад, позволяют постепенно избавиться от вспышек раздражительности. Повышается тонус нервной системы. А это бодрость, уважительное отношение к людям, отсутствие суеты, что так часто раздражает окружающих. Улучшается зрение, повышается внимание. По мере закрепления чувства комфортности человек все естественнее воспринимает мир не как нечто чужое, а как дом, уют, устойчивость. Совсем как в детстве. Знакомясь с отзывами людей, прошедших курс АПГ, обратила внимание – одна молодая женщина написала: «Ко мне вернулись цветные сны», другая: «Я вижу мир чистым и ясным, как ребенок».

- Мы называем этот метод техникой безопасности при нервно-психических перегрузках, - объясняет Марина Алексеевна. – Представляете, как это важно в наш столь сложный, изобилующий стрессами век, особенно детям!

Еще как представляю!

С 1984 года завоевывает право на жизнь эта гимнастика. Метод аттестован и признан Минздравом, бывшими Госкомспортом, ВДСО профсоюзов как новое направление массовой оздоровительной физкультуры. Уже два года занимаются ею в школах Горно-Алтайска, Усть-Коксы, Москвы, Московской области. Министерство образования Российской Федерации «считает возможным использование метода АПГ на условиях добровольности в образовательных учреждениях России в качестве одной из форм оздоровительной работы для астенизированного контингента детей». Подписана эта бумага в декабре минувшего года В.А Болотовым. Однако, как это всегда бывает, от одобрения до внедрения еще ох как далеко.

Что такое «условия добровольности»? Это право выбора предмета. Оно дано сегодня директорам школ. Но мало только одного желания администрации. Возникает масса самых неожиданных вопросов. Финансирование, подготовка кадров…

Организовать занятия через коммерческие структуры не проблема. Только невозможно такое – противоречит принципам  Учения. Значит, сделать их надо бесплатными и доступными для всех. Необходимо государственное финансирование. Самое лучшее и надежное – включиться в российские программы «Здоровье нации» и «Развитие образования в России». Тем более у авторов есть концепция, готовится программа для общеобразовательных школ. В этом поддерживает и Министерство образования… Отправилась туда. Не терпелось узнать, как скоро такое может произойти.

Но и здесь все те же проблемы. Особенно четко поняла это, когда из уст главного специалиста Управления развития общего и среднего образования Е.Н. ЛИТВИНОВА услышала слова, созвучные с моим размышлением.

- Надо внимательнее относиться к детям, не гонять, не требовать жесткие метры и секунды нормативов. Беда нашей физкультуры, что заставляем, привыкли нагружать. Но эффекта-то нет. Результат скорее отрицательный. Раньше с учителя требовали: нормы, нормы. Теперь подход другой – оздоровительный. Но как привыкли учителя, так и ведут занятия по старинке. Вот и идут дети с этого урока, чуть дыша, спят на других уроках… Есть, конечно, и думающие преподаватели. На них вся надежда…

Давно уже размышляем об альтернативной физкультуре, - продолжает Евгений Николаевич. – Прикидывали разные варианты. Когда познакомился с авторской группой АПГ, сам побывал на занятиях, понял – то, что надо: готовый вариант альтернативной физкультуры. Однако сразу дело не сдвинешь. С осени начнем знакомить специалистов через Институт повышения квалификации работников образования… Может, начать преподавание в школах лучше даже не в Москве, а там, где экологическая напряженность большая. Школьники, студенты (по опыту своей работы знаю) районов, которые задела Чернобыльская катастрофа, физически ослаблены, быстро устают. Бегать, прыгать им тяжело. АПГ здесь – то, что нужно…А  для других контингентов – другие варианты. Словом, нужна альтернатива, выбор.

Не могу сказать, что лед тронулся. Появилась лишь маленькая трещинка. Сдвинуть дело без понимания на всех уровнях – от правительства до рядового учителя – трудно. И  все же, слушая размышления, горячие споры о том, по какому пути идти, появилась уверенность – не бросят энтузиасты это дело на полдороге. Не безразлично им, станут ли физически и нравственно здоровы наши дети.

 

Наталия САВИНА

 

/ Журнал Здоровье, № 8 1993 г., с. 4-5/