Развитие нравственного начала через культуру движения в антистрессовой пластической гимнастике

С.А. Нагорных,

 соискатель кафедры психолого-педагогических

 технологий охраны и укрепления здоровья

АПКиПРО (Москва)

Интенсивность жизни современного о6шества с непрерывно растущими нагрузками при отсутствии четких нравственных ориентиров формирует усло­вия жизни, в контексте которых необходимо решать проблему здоровья детей в системе школьного образования. Уровень здоровья детей падает, растет число детей с хроническими заболеваниями. Современные дети испытывают большие умственные перегрузки. Традиционные методы восстановления здоровья ста­новятся малоэффективными на фоне преобладающего воздействия нервно-пси­хических перегрузок.

Создавшаяся ситуация требует такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, актив­ное формирование адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к различным стресс-факторам. Не вызывает сомнений и то, что нравственное здо­ровье лежит в основе психического, а следовательно, и общего здоровья человека.

Сказанное подводит к мысли о необходимости единого подхода, как к физи­ческому, так и к нравственному здоровью. Один из таких подходов предлагает антистрессовая пластическая гимнастика.

Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) - это первое отечественное оздоровительное направление, основанное на едином подходе к нравствен­ному и физическому здоровью.

Под здоровьем в АПГ подразумевается устойчивое равновесие всех сфер жизнедеятельности. Устойчивость или стабильность - это единый пара­метр, который объединяет процессы во всех сферах. Стабильность процесса является краеугольным понятием, объединяющим всю совокупность условий стабильности системы, в частности -- человека. Способность процесса к само­сохранению является также устойчивостью или его жизнеспособностью. Жиз­неспособность, как устойчивость в долговременной перспективе составляет ос­нову подхода к любой системе и потому неотделима от понятия комфортности.

Критерием совокупного равновесия процессов жизнедеятельности организ­ма является ощущение комфорта, поэтому обучение в АПГ связано с переклю­чением внимания с обычного результата (его геометрические, скоростные ха­рактеристики и т.д.) выполнения движения на получение удовольствия от самого процесса его выполнения. Следствием такого подхода является возрастающая легкость движения и комфортность его восприятия. Таким образом, решается задача формирования ощущения удовольствия, комфорта от выполняемого дви­жения. Ставится задача обучения комфортному восприятию физических и пси­хических нагрузок, как основы продвижения. Совершенствование или рожде­ние нового качества неотделимо от принципа комфортности, единственно позволяющего сохранить и приумножить достигнутое равновесие. Принцип комфортности является интегральным показателем равновесия.

Комфортность прикладываемых усилий определяется качеством соответству­ющего стимула. Сама же стимуляция напрямую зависит от величины и масш­табности используемой для этого идеи, ее соответствия принципу расширения в сферу синтеза своих возможностей, т.е. принципу нравственности или принципу любви.

Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры человека не­разрывно связана с понятием совершенствования. Самосовершенствование - это процесс преобразования человеком своей природы в стремлении ко все более полному проявлению его нравственного начала во всех сферах жизнедеятельно­сти. Именно проявление нравственной природы человека в физической сфере способно преобразовать качество процесса физического движения, претворяя его в способность к творчеству.

Стремление к совершенствованию качества движения, т.е. степени его непре­рывности, и необходимость постоянного контроля этого качества связаны с осво­ением режима длительных физических и нервно-психических нагрузок. Их по­степенный рост обеспечивает повышение тонуса организма и создает необходимые предпосылки для формирования нравственных и физических качеств. Другими словами, АПГ формирует психофизиологические основы нравственности.

Нравственность перестаёт быть отвлеченным понятием, необязательным к практическому применению. Если исходить из того, что в человеке - все движе­ние, все процесс (физическое тело, психоэмоциональная сфера и мышление), то и нравственность также является процессом (движением), но высшей приро­ды (любовь, доброжелательность, сочувствие, сострадание и т.д.). Нравствен­ное начало в человеке всегда работает на объединение и основано на принципе синтеза. Это принцип целостности в нас самих - основной природный принцип. Гармоничное единство всех сфер жизнедеятельности человека в первую оче­редь определяется нравственностью, а следовательно, их устойчивостью или жизнеспособностью.

АПГ формирует навыки комфортного восприятия физического, нервно-психического и ментального напряжений, что позволяет свести к минимуму возможность дисбаланса напряжений, и обеспечить плавный вход в режим обыч­ных и повышенных нагрузок и является средством защиты от негативного воздействия их на психику, ликвидирующим негативные эмоции. Метод способ­ствует развитию через физическое движение доброжелательности, чуткости, внимательного отношения к людям и окружающему миру. В целом, психоэмоциональная сфера становится более гибкой и, вместе с тем, более устойчивой к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. А умение чувствовать удовольствие от процесса движения – способность чувствовать естественное развитие процесса движения - формирует способность к импровизации, творчеству.

АПГ - это способ лечить себя собственным движением, т.е. освоить процесс движения по следующему принципу: как комфортно, естественно, а значит с удо­вольствием и интересом совершенствовать себя, удерживать внутреннее комфорт­ное состояние во всей полноте жизни. Другими словами, АПГ учит качеству жизни.

Режим движений в АПГ оказывает общее массирующее воздействие, приво­дит к улучшению кровообращения и питания организма в целом, но главное - снимает усталость, поднимает настроение и дает силы. А этическая направлен­ность метода дисциплинирует, помогает строить качественно новые отношения - ­нравственно устойчивые и доброжелательные.

Использование АПГ особенно полезно для ослабленных детей, т.к. обеспе­чивает естественное, щадящее вхождение в режим нагрузок, тренируя адапта­ционные механизмы организма. Повышается сопротивляемость к различным заболеваниям. Кроме того, после занятий АПГ внимание у ребенка становится более устойчивым и продолжительным, углубляется процесс мышления, обога­щается воображение, улучшается память, что необычайно важно для создания большей эффективности всего педагогического процесса в детском саду, школе.

Таким образом, в соответствии с принципом иерархии, мерилом физичес­кого здоровья является, с одной стороны, устойчивость равновесия всех про­цессов, связанных с жизнедеятельностью физического тела, в том числе и физи­ческого движения, а с другой стороны - проявление нравственного начала в мышлении человека, которое проявляется в доброжелательности, способности к бескорыстному следованию принципу Общего блага, стремлении к само­совершенствованию.

Литература

1. «Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов. Анти­стрессовая пластическая гимнастика (АПГ)».

2. Тезисы доклада А.В. Попкова «Комфортность процесса. Социальный ас­пект» опубликованы на сайте www.piar.da.ru.

 

Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) - это восстановление внутренней целостности человека через совершенствование всей совокупности процессов физического движения, нервно-психического состояния и мышления, что составляет единый подход к нравственному и физическому здоровью.

АПГ - это практическая дисциплина, доступная даже неподготовленному человеку, позволяющая учиться заново процессу движения по принципу, как комфортно, как естественно, а значит с удовольствием и интересом удерживать внутреннее комфортное состояние не только в работе с детьми, но и во всей полноте жизни. Эта же идея (удовольствие от процесса) была предложена Пре­зидентом и нашла свое применение как личная жизненная позиция[1], что делает метод особенно важным в деле воспитания молодежи. Другими словами про­грамма АПГ учит качеству жизни.

Метод тренирует адаптационные механизмы организма, что в контексте физической тренировки позволяет свести к минимуму возможность дисбаланса напряжений и обеспечить плавный вход в режим обычных и повышенных на­грузок. Умение распределять нагрузку равномерно, используя технику расслаб­ления, приводит к тому, что движение становится менее энергозатратным, спо­собствуя увеличению скоростных характеристик.

АПГ - это метод психофизической тренировки и является средством защи­ты от негативного воздействия на психику повышенных нагрузок стрессорного характера. В результате снимается накопившаяся усталость, напряжение нервной системы, ликвидируются негативные эмоции.

В процессе занятий формируются навыки аутотренинга в движении, навыки образного мышления, развивающего творческое начало в человеке, навыки по­очередности и одновременности расслабления и напряжения отдельных групп мышц, а синхронное выполнение упражнений создает основу для проявления чуткости, сотрудничества, взаимопонимания, взаимоуважения.

Метод помогает понять как быть здоровым, как укреплять нервную систему, держать себя в руках, т.е. уметь помочь себе и другим.

Что дают курсы АПГ педагогам, воспитателям:

 осознать ответственность за состояние своего здоровья и передать ее детям;

 приобрести навык образного мышления и использовать его для обучения детей;

 умение сохранять равновесие, знать, как в любой момент привести себя в спокойное состояние и избежать срыва;

 умение сочувствовать, навык терпения и терпимости;

 меньше болеть и легче справляться с болезнями;

 понять, что работа над качеством движения позволяет настроиться на спокойный и доброжелательный лад и постепенно избавиться от неконтролируемых вспышек раздражительности.

Программа АПГ помогает обучить детей основным навыкам:

 владеть своим телом;

 умению распределять свой вес и управлять равновесием;

 технике экономичного бега;

 умению соединять движение и образ («входить в образ»); этот навык необходим каждому ребенку для лучшего освоения различных дисциплин;

 свободному раскрепощенному движению (движение «свободного полета»);

 выполнению коллективных действий и взаимопониманию в коллективе.

(МО РФ. Образование и культура. Материалы пятой междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. 2-3 апреля 2002 года – М.: Academia АПКиПРО, 2002. – С 191-193).


 

[1] От первого лица. – М.: Вагриус, 2000.