ОПЫТ КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АПГ

 

 

 

 

 

 

На главную страницу

 

 

 В соответствии с проводимой работой по развитию и распространению Антистрессовой пластической гимнастики (АПГ) – нового направления физкультурно-оздоровительной работы проводились занятия со студентами III-IV курсов дошкольного отделения и отделения начальных классов МГПУ в течение 1998/1999 г. на факультативной основе.

По отзывам студентов, отмечено положительное влияние АПГ на психоэмоциональное равновесие, способность повышение интереса к своему здоровью, освоение культуры движения, навыков координации и умения владеть своим телом. Занятия способствуют формированию хорошего настроения и доброжелательных отношений в коллективе.

Метод основан на целостном подходе к нравственному и физическому здоровью, доступен в освоении и использовании в практической жизни.

В этой связи можно рекомендовать антистрессовую пластическую гимнастику в форме лекционно-практической работы в качестве учебной дисциплины для студентов высшей школы  в РФ.

(Из отзыва на работу творческого коллектива преподавателей методики «Антистрессовая пластическая гимнастика» заведующей кафедрой педагогики и методики начального образования  МГПУ Л.П. Стойловой от 27.04.1999 г.).

АПГ как новая форма организации физической активности детей и подростков может быть использована в качестве дополнительного учебного материала в разные периоды обучения в общеобразовательной школе. Решение о содержательном и временном регламенте использования элементов нового метода физического и нравственного воспитания учащихся может приниматься руководством образовательного учреждения или регионального органа управления такими учреждениями. При этом необходимо учитывать готовность педагогического персонала к использованию данного метода, наличие специалистов -  психологов и медиков, способных к профессиональной оценке качества процесса физической подготовки, и корректность антистрессовых воздействий на занимающихся.

В случае положительного решения Минобразования об использовании метода АПГ целесообразно внести соответствующие изменения в учебные планы подготовки специалистов на факультетах физического воспитания педагогических вузов в раздел учебных курсов по выбору. Это позволит реализовать начальный этап организации обучения специалистов по АПГ.

Целесообразно изучить возможность подготовки специалистов по АПГ в системе институтов повышения квалификации а возможно, и на специальных, в том числе  коммерческих, курсах.

(Из заключения о возможности и путях использования антистрессовой пластической гимнастики (АПГ) в образовательных учреждениях Российской Федерации заслуженного работника физической культуры РФ, д-ра пед. наук, проф., ученого секретаря Проблемного совета РАО по физической культуре В.К. Бальсевича от 24.01.2000 г.).

 

Министерство образования Российской Федерации

Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

Государственное образовательное учреждение

125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а E-mail: apkro@redline.ru; тел.:459-1981; факс 452-12-55

Руководителям управлений образования, общеобразовательных школ, детских спортивных школ, дошкольных образовательных учреждений, семейных спортивных клубов, специалистам физической культуры, специалистам ЛФК, тренерам-преподавателям по видам спорта, инструкторам-методистам, специалистам центров дополнительного образования

 

№ 404 от 03.07.2002 г.

О технике безопасности при стрессах

Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования Российской Федерации (АПКиПРО) в сотрудничестве с общественным Центром развития антистрессовой пластической гимнастики проводит курсы по новому перспективному направлению культуры движения - антистрессовой пластической гимнастике (АПГ).

В АПГ предлагается целостный подход к решению проблемы нравственного и физического здоровья, который связывает воедино задачу нравственного воспитания с совершенствованием психического и физического здоровья, а также указывает  конкретный путь ее разрешения.

АПГ – фундаментальные отечественные разработки, новое направление оздоровительной работы среди населения, утвержденное Госкомспортом СССР, ВНИИФК, Россоветом ВДФСО профсоюзов, РВФД. По этой теме имеются научные публикации, выпущены программы: лечебно-оздоровительная (1989 г., РВФД МЗ РСФСР) и образовательная для средней школы (1996 г., МО РФ). В феврале 2002 г. образовательная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов «Антистрессовая пластическая гимнастика» опубликована в Справочнике работника физической культуры и спорта  (М.:Советский спорт, 2002).

Метод прошел масштабную медико-биологическую, психологическую и педагогическую апробацию в рамках дошкольных учебных заведений, средней и высшей школах, а также на общегородских курсах обучения населения основам АПГ.

В его основе – принципиально новый подход к процессу как опоре внутренней стабильности и источнику внутренних перемен. Такой подход с единых позиций решает проблему нравственного и физического воспитания, подготовки молодежи к армии, социальной защиты населения и его здоровья в контексте приоритета качества процесса, т.е. его стабильности.

Освоение АПГ особенно полезно начинать с дошкольного возраста, так как на фоне постоянно возрастающих информационных, а следовательно, и нервно-психических нагрузок в школе метод  включает  механизмы сопротивления к воздействию стресс-факторов различной природы. Психика детей становится более гибкой и устойчивой, вследствие формирования навыка комфортного восприятия возрастающих нагрузок различного характера, которые в результате не оказывают травмирующего воздействия на здоровье ребенка, а  их все более комфортное восприятие подготавливает психику к возможным нервно-психическим перегрузкам. Таким образом, с ранних лет обеспечивается освоение техники безопасности при стрессах.

Освоение АПГ дает возможность:

- планомерно увеличивать психоэмоциональную устойчивость;

- избавиться от последствий стресса и негативного воздействия окружающей среды;

- увидеть естественный путь стимуляции двигательной активности, основанный на стойко закрепленном комфортном  восприятии физических и нервно-психических нагрузок;

- принять моральный фактор как основу комфортного восприятия действительности и общей стабилизации организма и в итоге:

- освоить предложенный[1] подход к качеству процесса («удовольствие от процесса») в построении чистой и достойной жизни.

Ректор АПКиПРО, д-р пед. наук, профессор

Э.М. Никитин

 

Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ). Рекомендации по практическому освоению метода и его применению на уроках по физической культуре

В 1995/1996 уч. г. Центр физкультурного образования МГФСО Московского департамента образования на базе учебно-методического кабинета ЮАО г. Москвы проводил курсы повышения квалификации - ознакомление и обучение работников народного образования антистрессовой пластической гимнастике (АПГ).

На курсы по основам АПГ привело стремление учиться, тем более что предлагалось новое направление массовой оздоровительной физкультуры, прошедшее серьезную медико-биологическую и педагогическую аттестацию и рекомендованное как средство защиты от физических и нервно- психических перегрузок и их последствий.

Занятия проводились два раза в неделю в течение учебного года, что дало возможность не только освоить новый метод, но и почувствовать его лечебно-оздоровительный эффект сначала на себе, а позже на детях и работать в дальнейшем в школе на уроках физической культуры по Программе по физической культуре для 1-11-х классов «Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)».

Главное, что АПГ - практическая дисциплина, доступная даже неподготовленному человеку. Понравилось разнообразие содержания каждого занятия, включающего статику и динамику, самомассаж и парные упражнения, элементы пластики и танца, бег, - все это в режиме непрерывного процесса движения, когда одна часть занятия сменялась другой самым естественным образом, так что не замечаешь смены. Учились заново процессу движения по принципу: как комфортно, как естественно, а значит с удовольствием и интересом.

В процессе занятий приобретали навыки аутотренинга в движении, навыки формирования мыслеобразов природы и сочетания их с простыми движениями, поочередности одновременности расслабления и напряжения отдельных групп мышц.

Синхронное движение, требующее координации усилий для достижения общей цели, создает основу для проявления чуткости, сотрудничества, взаимопонимания, взаимоуважения и бережности.

Что дали эти курсы:

-позволили почувствовать неформальную заботу о себе, не только теоретически, но и практически, и перенести это на детей;

-осознать ответственность за состояние своего здоровья и передать детям;

- научиться творческому восприятию жизни и увидеть, как АПГ помогает проявлению творческих способностей у детей;

- приобрести навык образного мышления и использовать его для обучения детей; умение сочувствовать, навык терпения и терпимости;

-умение сохранять равновесие, знать, как в любой момент привести себя в спокойное состояние и избежать срыва;

- меньше болеть и легче справляться с болезнями;

-понять, что плавный характер движений позволяет настраиваться на спокойный и доброжелательный лад и постепенно избавляться от неконтролируемых вспышек раздражительности;

-увидеть, что взаимная связь движения и состояния нервной системы позволяет эффективно воздействовать плавными и мягкими движениями на общее состояние организма с целью возможно более полной ликвидации тех внутренних перегрузок, из-за которых возникают и развиваются заболевания нервной системы;

-убедиться, что установка на отдых и комфортность, которая лежит в основе АПГ, позволяет мягким движениям массировать суставы, что сказывается не только на их укреплении и подвижности, но и на повышении тонуса нервной системы;

- осознать, что сам режим движений, постепенно охватывающий все суставы конечностей и позвоночник и оказывающий общее массирующее воздействие, приводит к улучшению кровообращения и питания организма в целом, главное – снимает усталость, поднимает настроение и дает силы;

-этическая направленность метода дисциплинирует, помогает строить качественно новые отношения - нравственно устойчивые, доброжелательные.

Все это помогло сделать работу более продуктивной и заинтересовать этим детей. Зная метод АПГ, мы научились использовать его для достижения внешних результатов.

Курсы по АПГ помогли понять необходимость ориентации содержания  базисного плана на программы, которые помогают детям быть здоровее, лучше познать свое тело, грамотно использовать его в упражнениях, в движении, обучают естественным образом сочетать физические возможности и способность к образному мышлению.

Именно практическое освоение предлагаемого материала дает возможность чувствовать программу и грамотно применять ее в уроке.

Программа обязывает совершенствовать себя, удерживать внутреннее комфортное состояние не только в работе с детьми, но и во всей жизни. Другими словами, Программа по АПГ жизненная, учит качеству жизни.

Практические советы и рекомендации коллегам

1.   Все люди независимо от профессиональной принадлежности должны осознать ответственность за состояние своего здоровья. Надо заниматься постоянно, не терять форму не только педагогам, это нужно всем. Важно знать, что делать, чтобы стать здоровым. Учитель особенно обязан быть в форме, уметь держать себя в  руках, привести себя в порядок, укреплять нервную систему, должен знать и уметь помочь себе и через себя другим. Этому учит АПГ. Освоив метод и пропустив его через себя, можно помочь детям, так как мы работаем ради детей. Здоровый учитель - здоровые дети.

2.     Растет количество ослабленных детей, происходит падение выносливости (некоторые школьники не могут поймать мяч). Также заботу представляют гиперактивные дети, они не могут удерживать себя от  импульсивных  неконтролируемых движений. Нужно иметь терпение, начать учить с нуля, как грудных детей.

Считаем, что педагоги, которые прошли обучение по основам АПГ и применяют метод и его подходы у себя на уроках, могут не освобождать ослабленных детей от уроков физической культуры. Они могут творчески подходить к возможностям каждого ученика и давать соответствующую нагрузку. Программа АПГ предусматривает постепенный рост нагрузок, увеличение объема и сложности даваемого материала по классам (геометрия, смена режима, скорости, координационные усложнения и т.д.).

3.   В школах для сильных предусмотрены тренировки, а для слабых ничего нет. Метод АПГ, опираясь на подходы, предусматривающие индивидуальные возможности каждого ребенка, даже очень ослабленного, позволяет предельно щадяще и деликатно подготовить его и подвести к допустимым нагрузкам.

4.          Учитывая, что процент ослабленных детей возрастает, необходимо внедрять метод не только в школах, вузах, но и дошкольных образовательных учреждениях, как оздоровительный и профилактический, в помощь руководителям и воспитателям при подготовке детей к начальной школе (подобно другим предметам: математике, русскому языку, труду и др.).

5.          Многие виды спорта надо уметь грамотно объяснить. Умение учителя физической культуры объяснять образами, освоенное в АПГ, поможет представить все элементы как на экране -  методика обучения пойдет изнутри, как бы дополняя внутреннюю работу внешней, и результат будет качественно иным. Предварительное представление всех игровых элементов в воображении, помогает ученикам делать их сознательно.

6.          Считаем полезным дать метод учителям начальных классов, всем учителям предметникам, так как он помимо общего оздоровительного эффекта, помогает учителю научиться объяснять материал образно, привнося элемент игры в процесс обучения.

7. Применение элементов АПГ в форме физкультминуток на уроках по разным предметам поможет снять накопившуюся усталость и одновременно дисциплинировать, восстановить силы и настроить учеников на восприятие нового материала.

Рекомендации по организации курсов

1.   Считаем необходимым организацию курсов для всех работников системы образования, независимо от их специализации, так как в оздоровлении нуждаются не только дети, но и в первую очередь те, кто ими занимается, т.е. сами преподаватели. Желательно также предусмотреть возможность ознакомления с методом  медицинских работников, прикрепленных к школе, инструкторов ЛФК.

2.    При организации курсов  желательно проводить предварительную разъяснительную работу, акцентируя внимание на  медицинских  данных, подтверждающих полезность метода АПГ.

3.    Учитывая, что занятия по АПГ являются аутотренингом в движении, необходимо предусмотреть  все организационные  моменты, обеспечивающие качество проведения занятий, а также достаточную продолжительность курсов и их целевую направленность.

4. Необходимо сознательно готовить занимающихся к усвоению нового материала. Для этого хорошо предоставить день, свободный от уроков в школе. Важно, чтобы учитель не был перегружен в этот день, приходил на занятия с желанием. Не все способны усвоить аутотренинг в движении не в силу его сложности, но из-за той перегруженности, в условия которой сейчас попали многие педагоги - это работа в две смены, отнимающая все силы и время.

5. Целесообразно предусмотреть возможность повторного прохождения курсов по АПГ с целью углубленного освоения метода, совершенствования преподавательской деятельности и как средство оздоровления и профилактики одновременно. Также возникает необходимость в постоянно действующих курсах либо Центре АПГ, куда можно прийти позаниматься, обменяться опытом, познакомиться с новыми разработками в этой области, за советом и консультацией.

Заключение

1.Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) - первое отечественное практическое оздоровительное направление, основанное на едином подходе к нравственному и физическому здоровью.

АПГ - это способ лечить себя своим собственным движением, это синтез внутренней и внешней работы. Поэтому метод АПГ невозможно оценивать, наблюдая его со стороны, опираясь на видимость, на точность геометрии. Это только внешняя работа. Оздоровительный эффект зависит от степени осознанного желания помочь самому себе, удерживаться от резких движений, недоброжелательности в настроении. Это внутренняя работа, дополняющая внешнюю и приводящая к достижению успеха.

2. Нельзя не заметить, что требования действующих программ по физической культуре ориентированы на здоровых детей. Но практически здоровых детей остается все меньше (6-10-15%), и разрыв между требованиями действующих программ и возможностями детей увеличивается. А мы как бы глаза закрываем на этот факт и работаем по программам, рассчитанным только на здоровых детей, которых практически нет. Требуется введение новых программ, в которых заложены и работают научно обоснованные оздоровительные механизмы. Нужно видеть истинное положение, вещей в контексте того, что теперешние ослабленные дети, процент которых приближается к 90, это наше будущее поколение, со всеми вытекающими последствиями, и такое положение требует срочных мер.

Срочные меры - ввести программу по АПГ в государственные стандарты дошкольного, начального, среднего общего и высшего образования, как первое отечественное практическое оздоровительное направление, основанное на едином подходе к нравственному и физическому здоровью. Аналогов этого у нас нет.

3. Считаем актуальным и своевременным ознакомление с методом, а его практическое применение - неотложным, так как метод АПГ является унифицированным и сбалансированным, учит основам здорового образа жизни в условиях экстремальных стрессовых нагрузок как физических, так и нервно-психических, т.е. в условиях нашей повседневности.

04.02.2000 г.

 

Заслуженный учитель РФ, преподаватель физической культуры, методист здорового образа жизни, (32 года педагогического стажа) Т.И. Удалова

Мастер спорта в академической гребле, преподаватель физической культуры с направлением ЛФК, (8 лет педагогического стажа) Т.Е. Мусина

(СОШ № 982 г. Москва


 

[1] Антистрессовая пластическая  гимнастика А.В. Попкова  (Методические рекомендации) / РРС ВДФСО профсоюзов; РВФД МЗ РСФСР. – М., 1989. Программа по физической культуре для учащихся 1-11-х классов «Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)» / Министерство образования РФ. – М.: Просвещение, 1996.