Рабочая программа

 

На главную страницу

 

 

Рабочая программа

Дисциплины: Антистрессовая пластическая гимнастика

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

Рекомендуется для направления подготовки Физическая культура

профиль подготовки Физическая культура, Горно-Алтайск, 2011 г.

 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

 

 

 

 

Рабочая программа

 

Дисциплины: Антистрессовая пластическая гимнастика

Уровень основной образовательной программы:бакалавриат

Рекомендуется для направления подготовки Физическая культура

профиль подготовки Физическая культура

 

 

 

 

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

по специальности Физическая культура (утвержденная на заседании кафедры Теория и методика физической культуры ГАГУ от 07.06.11 протокол № 10)

 

 

 

 

 

 

Горно-Алтайск

2011 г.

 

 

 

  1. Цели и задачи дисциплины

 Цель дисциплины: совершенствование профессиональной и спортивной подготовки студентов на основе антистрессовой пластической гимнастики (АПГ).

Задачи дисциплины: - ознакомление с новым подходом к физическим нагрузкам и двигательным навыкам;

- изучение связей физического движения с психическим состоянием, мышлением и этикой;

- освоение сущности состояния комфортности как показателя  равновесия процессов жизнедеятельности;

- рассмотрение основных закономерностей формирования внутреннего состояния всех участников образовательного процесса (учитель – ученик) в процессе обучения АПГ.

- понимание этики как проявления  высшей природы человека в физическом движении;

- совершенствование профессиональных умений на модели антистрессовой пластической гимнастики;

- обеспечение  достаточного уровня психофизической подготовки.

  1. Место дисциплины в структуре ООП.

   Дисциплина Антистрессовая пластическая гимнастика является разделом базовой дисциплины Педагогическое физкультурно-спортивное совершенстврвание профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Физическая культура.

 3.Требования к результатам освоения дисциплины

         В соответствии с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина Антистрессовая пластическая гимнастика обеспечивает формирование следующих компетенций бакалавра:

- использование в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области антистрессовой пластической гимнастики;

- умение заботиться о качестве выполняемой работы;

- умение работать самостоятельно и в команде.

В результате освоения содержания дисциплины студент должен:

знать:

сущность процесса самосовершенствования применительно к качеству физического движения, нервной системы, мышления в контексте антистрессовой пластической гимнастики и их связи с этикой;

уметь:

формировать на основе плавного движения комфортное состояние и для этого:

- совмещать плавное движение и технику релаксации;

- совмещать плавное движение и психотренинг;

- совмещать плавное движение и образное мышление;

- умение формировать и закреплять ощущение комфорта при условии синхронного коллективного движения;

владеть:

- навыками плавного движения;

- навыками образного мышления в процессе непрерывного движения;

- навыками ведения занятий «делай как я»;

- навыками синхронизации движений обучающихся;

- навыками равномерного распределения физических и психических нагрузок;

- навыками формирования общего комфортного состояния при контроле негативов в мышлении.

 

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Всего часов (зачетных единиц)

Семестр

 

9

9

Аудиторные занятия (всего)

108

40

68

В том числе:

 

 

 

Лекции

       20

        10

       10

Семинары

       88

        30

       58

Самостоятельная работа  (всего)

 

 

 

В том числе:

 

 

 

Реферат

 

 

 

Другие виды самостоятельной работы

 

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

 

зачет

экзамен

Общая трудоемкость - часы

 

 

 

Зачетные единицы

 

 

 

 

Матрица соответствия компетенций и разделов (тем) дисциплины

 

Наименование

раздела (темы)

дисциплины

Всего

часов

Компетенции

Сумма

Компетен

ций

 

 

 

Дисциплина «Антистрессовая пластическая

гимнастика (АПГ)» в системе высшего про-

фессионального физкультурного образования.

 

10

 

 

 

 

Отличительные особенности АПГ; использование образного языка в АПГ и особенности терминологии. Познание и метод аналогий.

 

12

 

 

 

 

Антистрессовая пластическая гимнастика с

позиции биомеханики.

 

10

 

 

 

 

Методика проведения занятий по АПГ.

Особенности проведения занятий по АПГ в детских дошкольных учреждениях.

. Основная цель АПГ – применение ее навыков в практической жизни.

 

14

 

 

 

 

Приоритетность процесса.

Основные характеристики процесса.

Качество процесса. Этические требования к психофизической технике. Контроль качества процесса

 

10

 

 

 

 

Традиционные формы физических нагрузок и антистрессорные формы нагрузок, их отличие и взаимодополнение.

 

10

 

 

 

 

Особенности подхода к физическому движению йоги. Понятие о йоге. Виды йоги. Что общего у АПГ с Йогой? Что значит освоить АПГ?

 

10

 

 

 

 

Общие подходы к повышению адаптацион-

ных возможностей организма в массовых

физкультурно-оздоровительных меропри-

ятиях.

 

12

 

 

 

 

Восстановление, профилактика и реабилитация в спорте и средствами антистрессовой пластической гимнастики.

 

12

 

 

 

 

Формирование основных составляющих

профессионализма педагога по физической

культуре и спорту на основе антистрессо-

вой пластической гимнастики.

 

8

 

 

 

 

 

                                                         5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины

         1. Дисциплина «Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)» в системе высшего профессионального физкультурного образования.

           Из истории создания дисциплины АПГ. Понятие антистрессового ядра. Структура дисциплины АПГ, программные условия, содержание и организация работы, требования к студентам. Характеристика видов занятий, зачетных и экзаменационных требований, самостоятельной работы студентов. Организация учебного процесса по антистрессовой пластической гимнастике.

                2. Основы АПГ.  Отличительные особенности АПГ; использование образного языка в АПГ и особенности терминологии. Познание и метод аналогий.    

               Поточный метод выполнения упражнений. Координационные особенности выполнения движения. Комбинирование элементов движения на основе импровизации. Выработка навыков ощущения опоры. Навыки образного мышления. Метод подобия или аналогий Определение понятий «процесс», «качество», «устойчивость», «плавность», «непрерывность» и их связь с этикой.  Средства и методы развития этих качеств. Метод подобия или аналогий.

     3.Антистрессовая пластическая гимнастика с позиций биомеханики

                Отсутствие резких движений и ускорений частей тела. Отсутствие строго фиксированных статических поз. Широкая доступность упражнений. Дифференцирование упражнений с целью индивидуальных воздействий. Дозирование нагрузок. Контроль комфортности напряжений – основа техники безопасности при их освоении. Понятие иерархии напряжений.

    4.Методика проведения занятий по АПГ. Особенности проведения занятий  по         АПГ в детских дошкольных учреждениях.  Основная цель АПГ – применение ее    навыков в практической жизни.

                Использование АПГ при условии коллективного синхронного движения. Построение занятий. Освоение пространственных и амплитудных характеристик движения. Освоение целостных актов координации. Особенности проведения занятий АПГ в детских дошкольных учреждениях. Элемент игры – важная составляющая формирования удовольствия от нагрузок у детей дошкольного возраста. Перенесение навыков в практическую жизнь. Советы и наставления.

                  5. Приоритетность процесса. Основные характеристики процесса. Качество процесса. Этические требования к психофизической технике.

                  Приоритетность процесса. Основные характеристики процесса – степень его целостности (непрерывности), устойчивость процесса, а в плане восприятия – удовольствие от него. Качество процесса – понятие, объединяющее весь спектр напряжений: от физических до нервно-психических, ментальных  и этических. Комфортность напряжений и состояние их прогрессирования как показатель качества. Контроль качества процесса.

                  6. Традиционные формы физических нагрузок и антистрессорные формы нагрузок, их отличие и взаимодополнение.

                 Характер воздействия на мышечную активность. Особенности пусковых механизмов. Влияние на функции органов и систем. Особенности состояния внутренней среды. Направленность обмена веществ. Сущность адаптационной перестройки.  Комфортное состояние как критерий возможности использования импульсных нагрузок

                 7. Особенности подхода к физическому движению йоги. Понятие о йоге. Виды йоги. Что общего у АПГ с Йогой?

                 Строение человека и Космоса, их Единство.  Виды йоги. Отличие Хатха-, Раджа- и Агни-Йоги.  Что общего у АПГ с Йогой?  Что значит освоить АПГ? Свободное движение.               

                  8. Восстановление, профилактика и реабилитация в спорте и средствами антистрессовой пластической гимнастики.

                  Определение понятий «утомление», «восстановление», «суперкомпенсация».. Классификация средств восстановления: педагогических, психологических, медикобиологических  в контексте АПГ. Понятие плавного входа и выхода из режима нагрузок как основа их равномерного распределения. Понятие плавного входа и выхода из режима нагрузок как основа их равномерного распределения.

                 9. Общие подходы к повышению адаптационных возможностей организма в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Место АПГ в системе оздоровительной работы.

                  Междисциплинарный характер проблемы адаптации. Формирование задач оздоровительных мероприятий. Специфика стимуляции в оздоровительной гимнастике и отличие от спорта. Целостное восприятие движения в потоковой схеме на занятиях АПГ. Место АПГ в системе оздоровительной работы.

                  10. Формирование основных составляющих профессионализма педагога по физической культуре и спорту на основе антистрессовой пластической гимнастики.

                  Характеристика основных качеств педагога. Специфика и особенности подходов АПГ. Обучение основным движениям психофизической тренировки. Управление процессом тренировки. Комплексный контроль. Этические требования.

                    5.2 Темы дисциплины и виды занятий

(технологическая карта)

 

  п/п

 

 Темы

 Всего

часов

Аудиторные

занятия

Самост.

Работа

Семин.

Занятия

Практ.

Занятия

СЕМЕСТР – 9

1.

Дисциплина «Антистрессовая пластичес-

кая гимнастика (АПГ)» в системе высшего

профессионального физкультурного образ-

ования.

 

10

 

2

 

8

 

2.

Основы АПГ. Отличительные особенности АПГ; использование образного языка в АПГ и особенности терминологии. Познание и метод аналогий.

 

12

 

2

 

10

 

3.

Антистрессовая пластическая гимнастика с

позиций биомеханики.

 

10

 

2

 

8

 

4.

Методика проведения занятий по АПГ. Особенности проведения и организация занятий по АПГ в ДДУ. Основная цель АПГ – применение ее навыков в практической жизни.

 

14

 

2

 

12

 

5.

Приоритетность  процесса. Основные характеристики процесса. Качество процесса. Этические требования к психофизической технике.

 

10

 

2

 

8

 

6.

Традиционные формы физических нагру-

зок и антистрессорные нагрузки. Их отли-

чие и взаимодополнение.

 

10

 

2

 

8

 

7.

Особенности подхода к физическому движению йоги. Понятие о йоге. Виды йоги. Что общего у АПГ с Йогой. Что значит освоить АПГ?  

 

10

 

2

 

8

 

8.

Общие подходы к повышению адаптацион

ных возможностей организма в массовых

физкультурно-оздоровительных мероприя-

тиях.

 

12

 

2

 

10

 

9.

Восстановление, профилактика, реабили-

тация в спорте и средствами антистрессовойпластической гимнастики.

 

12

 

2

 

10

 

10

Формирование основных составляющих

профессионализма педагога по физичес-

кой культуре и спорту на основе антистре-

овой пластической гимнастики.

 

8

 

2

 

6

 

 

5.3 Практические занятия.

Содержание практических занятий.

 

 

 

Тема дисциплины

 

 

Содержание тем

Тру-

доемкость

в ча-

сах

 

 

Введение

Знакомство и овладение навыками плавного, слитно-

го движения, релаксации, синхронности, коллектив-

ного движения и устойчивого равновесия. Образное

мышление с использованием аналогий, формирова-

ние комфортного восприятия физических и психических нагрузок.

 

 

 

20

 

 

АПГ. Перемещения.

 

 

 

 

АПГ. Техника перемещений, виды перемещений. Ос-

воение плавности, непрерывности движения в усло-

виях релаксации, сохранение устойчивого равнове-

сия, умение формировать и закреплять ощущение

комфорта при условии синхронного коллективного движения.

 

 

24

АПГ. Суставной массаж и

упражнения на растягивание.

АПГ.Суставной массаж и упражнения на

растягивание. Техника безболевого массажа суставов

на основе релаксации.

 

 

24

АПГ. Заключительный

раздел.

АПГ. Заключительный раздел. Закрепление навыков

Релаксации, плавности, равновесия, бег, танцевальные шаги.

 

20

 

        6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

    6.1 Рекомендуемая литература

 1. А.В. Попков Антистрессовая пластическая гимнастика. М.: Советский спорт, 2005

2. Журнал «Теория и практика физической культуры» М. «Советский спорт» 1989, 3

3  Журнал «Теория и практика физической культуры» М. «Советский спорт» 1991, 5

4. Журнал «Методист» М. АПКиПРО 2003, 1

5. Справочник работника физической культуры и спорта/Автор-составитель А.В. Царик.

6. Всероссийская газета «Спорт в школе» №20 (398) 16-31 октября 2006  

     6.2 Интернет-ресурсы

 Сайт http://www.antistressapg.ru/